Российские автомобилисты оказались в центре настоящей шинной бури. Пока водители в Москве и других регионах планируют сезонный шиномонтаж и балансировку колес, отечественная шинная промышленность переживает один из самых сложных периодов в своей истории.
Шоковые цифры спада производства
Гендиректор Ikon Tyres Андрей Пантюхов не стал скрывать масштаб проблемы в интервью «Коммерсанту»: «Настроения не очень хорошие». За этими сдержанными словами скрываются драматичные цифры. Продажи летних шин обвалились на 20%, зимние покажут падение на 15%.
Статистика «Честного Знака» рисует еще более мрачную картину: с января по август 2025 года российские заводы выпустили всего 25,1 млн автомобильных шин - на 14,8% меньше прошлого года. В августе производство рухнуло на треть: с 3,88 млн до 2,67 млн штук.
- Нешипованные зимние шины: спад 23,3%
- Летние покрышки: падение 21,7%
- Грузовые шины: снижение на 17,9%
- Легкогрузовые шины: обвал почти на 30%
Идеальный шторм для автомобильной отрасли
Что же привело к такому коллапсу? Эксперты называют это «идеальным штормом» из нескольких факторов. Высокая ключевая ставка ударила по покупательской способности - автовладельцы откладывают даже необходимое техническое обслуживание автомобиля.
Аномальная весна с температурными качелями заставила водителей отложить сезонную «переобувку», а многие вообще перенесли покупку на следующий год. Производители автомобилей - главные потребители шин для первичной комплектации - перешли на сокращенный график.
АвтоВАЗ и КАМАЗ работают с перебоями, что заставило нижнекамский KAMA TYRES частично остановить производство с 11 по 31 августа. Даже постоянные потребители шин - такси и каршеринг - ищут способы экономии: не расширяют автопарки, максимально «докатывают» покрышки до предела или переходят на дешевый импорт.
Китайская экспансия: главная угроза рынку
Но самый болезненный удар наносит стремительная экспансия китайских производителей. «Это самая серьезная проблема российского шинного рынка - экспансия китайского импорта при полном отсутствии защитных мер», - не скрывает возмущения Пантюхов.
Впечатляющая статистика роста:
- За пять лет доля китайских брендов выросла с 11% до 35%
- В прошлом году в Россию завезли 19 млн китайских шин
- В натуральном выражении китайцы контролируют уже 69% импорта против 38% в 2020 году
Секрет успеха китайцев - в агрессивной стратегии. Они предлагают демпинговые цены, быстро адаптируются под российские условия и оперативно налаживают поставки специфических размеров для популярных китайских автомобилей Chery, Haval и Geely.
Неравная конкуренция на рынке автошин
Особенно болезненно то, что китайцам не нужно проходить сложные процедуры сертификации, обязательные для российских производителей в Китае. «Где логика? Я не понимаю», - недоумевает глава Ikon Tyres.
Пока российское производство падает на 15%, импорт остается стабильным. За восемь месяцев в страну поставили 22,1 млн шин - лишь на 3% меньше прошлого года. Легковые шины составляют львиную долю - 78,2% всех поставок.
Эксперт рынка Денис Филиппов из казанской Rimzona предрекает отечественным производителям еще большие проблемы: «У шин есть срок службы - три года. Китайцы активно заходили в прошлом году, значит, пик их влияния придется на 2027 год».
Стратегия выживания российских производителей
Российские производители не сдаются. Ikon Tyres кардинально меняет стратегию: вместо экспорта в Европу развивает поставки бюджетных брендов из Узбекистана и Казахстана через офис в ОАЭ.
Компания делает ставку на импортозамещение и собственные разработки, планируя полную перестройку продуктовой линейки к 2026 году. В состав шинного дивизиона «Татнефти» входят три предприятия:
- Завод во Всеволожске (17 млн легковых шин в год)
- Tengri Tyres в Казахстане
- Birinchi Rezinotexnika Zavodi в Узбекистане
По итогам 2024 года выручка «Айкон Тайерс» составила 29,2 млрд рублей - почти вдвое больше 2023-го.
Влияние на автовладельцев и сервисы
Для автовладельцев, планирующих шиномонтаж в Москве и других городах, ситуация означает больший выбор, но и риски с качеством. При выборе шин стоит учитывать не только цену, но и надежность производителя - особенно если предстоит длительная эксплуатация в российских условиях.
Минпромторг поддерживает отечественных производителей, но выступает за сохранение здоровой конкуренции. Российские компании имеют преимущества: доступ к сырьевой базе, близость к автопроизводителям и возможность адаптации под местные условия.
Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева отмечает: отечественные шины превосходят параллельный импорт по цене и сервису, лишая потребителей гарантий качества.
Прогнозы развития рынка
Пантюхов дает осторожный прогноз: восстановление спроса может занять от одного до двух лет при условии изменения денежно-кредитной политики и стабилизации геополитической ситуации.
Пока же российский шинный рынок переживает один из самых сложных периодов в своей истории. Автовладельцам стоит внимательнее подходить к выбору шин и сервисов для балансировки колес в Москве, учитывая изменения на рынке.
Кризис отрасли напрямую влияет на стоимость и качество услуг технического обслуживания автомобилей, что особенно актуально в преддверии зимнего сезона и массового перехода на зимнюю резину.
